Михаил Черномордиков: «Мобильная реальность. Этот новый дивный мир»


Михаил Черномордиков: «Мобильная реальность. Этот новый дивный мир»
30.04.2013

Обзор доклада Михаила Черномордикова (Microsoft) на конференции «РИФ+КИБ 2013».

Сегодня на всех конференциях про мобильную разработку мобильная тема является неизменно некой отдельной сущностью, хотя это, безусловно, неправильно. Она должна совершенно гармонично вписываться в любую дискуссию о том, как делать сервис-продукт, как его запускать, как на нем зарабатывать, независимо от того сайт это или что-то другое.

Сейчас настало то время, когда мы стали уходить от мира десктопов, где мы постоянно пользовались именно настольными решениями, в тот мир, где появились браузеры, где они стали конкурировать и очень быстро развиваться. Появились интернет-сайты, которые стали тем, чем люди пользуются каждый день, каждое утро, каждый вечер. И каждый день на работе, дома или в пути – сайты были тем, что многие обсуждали, и казалось, что так будет всегда.

В действительности все шло к тому, что люди перестанут пользоваться чем бы то ни было, кроме браузеров. Включая свои компьютеры, они стали в первую очередь открывать браузеры, а только после этого думать, что же они собственно хотят сделать дальше: почитать почту, просмотреть новости, пообщаться с друзьями, написать статью или же сделать что-то еще. Это, безусловно, расцвет и интернета в целом, и производителей веб-браузеров.

Не так давно стала восходить звезда HTML5

Все стали рассуждать о том, как это можно использовать, почему-то об этом стали говорить люди, которые даже не знали, как расшифровывается HTML, и те люди, которые не знали, почему там цифра «5». Это действительно охватило массы, но из всего этого появились и вполне интересные решения: поддержка HTML5 признали хорошим тоном среди всех браузеров. Это стало неотъемлемым атрибутом и требованием к любому современному браузеру, сайты стали реализовывать новые возможности интернет-стандартов. Вспышка HTML5 все еще продолжается, но он перестал быть тем неизменным позитивом, который с широкими улыбками встречали сведущие люди.

Все стали массово скупать устройства, поняв, что недостаточно иметь ящик, неподвижно стоящий на рабочем столе. Людям захотелось иметь устройство постоянно при себе, в своей сумке или кармане, коротать за ним время, пока они стоят в очереди, пробке или куда-то едут. Количество устройств, которые покупают люди стало многократно увеличиваться. Согласно прогнозам, очень скоро количество устройств в мире превысит 50 млрд., что почти в 10 раз больше, чем количество людей на планете Земля на сегодняшний день.

slaid_1.jpg

Вполне закономерно, что ответом на такое многообразие устройств в руках пользователей стали сервисы, которые на этих устройствах запускаются. Именно приложения всецело привлекли внимание пользователей, где они и проводят большую часть своего времени. Людям нравится запускать их приложения, смотреть, что происходит в них, играть в игры, общаться с друзьями в соцсетях и так далее. Все то, что мы раньше делали на сайтах в браузере, теперь мы делаем при помощи приложений.

Цифра которая многих впечатлила – 25 млрд загрузок из App store

И это не сегодняшний день – этим данным уже год с лишним. Это в 5 раз больше, чем все население Земли. Люди загружают приложения в неимоверных количествах, постоянно просматривают их и ищут новые. Минимум 10-20 приложений стоят у каждого из нас на устройстве. Количество приложений в целом, еще год назад превысило 1 миллион. Более 15000 приложений появляется каждую неделю, и это больше, чем выходит книг, газет, журналов, фильмов и прочего. Главное, что это значительно больше, чем запускается новых веб-сайтов. Именно мобильные приложения – это то новое, которое приходит к нам с максимально нахлынувшей волной, которая пока не собирается останавливаться.

Приложения стали настолько важны, что та среда, в которой они запускаются, стала играть меньшую роль. Сейчас никого не удивляет, что веб-браузер сам по себе не очень нужен, а нужны сайты, которые в них работают. Но на сегодня мы видим, что даже устройства, которые продаются в магазине, – это просто красивые, тонкие и удобные железки, внутри которых находятся приложения, и больше ничего.

Статистика: как все это связано с мобильным вебом и с вебом вообще?

slaid_2.jpg

Данные аналитической компании Flurry Analitics , которая специализируется только на мобильности, показывают, что еще в 2011 году мы прошли тот этап, когда люди пользовались мобильными сайтами и мобильными приложениями одинаково. Согласно данным американского рынка, количество времени, проводимое в приложениях больше, чем время, проводимое в интернете на мобильных устройствах. Более того, на сегодня Flurry Analitics утверждает, что более 80% всего времени пользования устройствами их владельцы проводят в приложениях, и менее 20% времени они тратят на мобильный веб.

slaid_3.jpg

Данные BI Intelligence показывают также, что люди стали проводить в мобильных приложениях времени больше, не только чем в мобильном браузере, но и чем в браузере вообще. Количество времени, которое они проводят на десктопном браузере, на мобильном браузере, на приставочном браузере - в сумме уже меньше времени, которое они проводят в мобильных приложениях. Все это значит, что внимания пользователей уже многократно больше в приложениях, чем в интернете.

slaid_4.png

Эти изменения привели к тому, что мы не стремимся всеми силами оставить на своем сайте человека, который на него пришел. Мы говорим ему: «Слушай, у нас ведь есть еще мобильное приложение. Поставь наше приложение на свои устройства, и тогда ты сможешь быть с нами не только, когда ты на десктопе и на планшетном или мобильном браузере». И мы заведомо знаем, что в приложении он проведет гораздо больше времени, чем в браузере. Мы видим это и на примере интернет-компаний, и на примере традиционных и даже консервативных компаний, таких как ИД «Коммерсант». В данном случае, в бумажной прессе рекламируют мобильное приложение. Газета.Ру рекламируется именно как приложение на десктопах, смартфонах и планшетах на разных платформах. Все это говорит о том, что будущее пришло, и все идет к тому, что приложения побеждают веб.

Данные IDC по России по продажам новых устройств за прошедшие два года показывают, что Android очень сильно растет, Samsung Bada на российском рынке также занимает сильную позицию, а IOS и Windows борются за право называться второй большой экосистемой. В разрезе по производителям наблюдается большой рост Samsung, очень сильные позиции имеет Nokia.

slaid_5.jpg

По платформам в динамике: Android полностью занял место Symbian в сердцах пользователей, продажи Windows Phone, в 3 квартале прошлого года опередили Apple, а Samsung Bada – занимает очень уверенную позицию (данные с 1-го квартала 2011 г по 4-й квартал 2012 г). Это важная статистика для того, чтобы понимать, какие платформы нужно поддерживать разработчикам, и где находятся те пользователи, которые им нужны. Чем популярнее становится сервис, тем больше вероятность, что он должен будет поддерживать несколько систем.

slaid_6.jpg

Что касается международного рынка, то, согласно данным, представленным на следующем слайде, на британском рынке IOS стабилен, Android растет (что странно было бы представить еще год назад). В целом, можно заметить, что три платформы – IOS, Android и Windows Phone в глобальном масштабе доминируют, и Android во многих странах лидирует с большим отрывом, а Windows Phone уже обгоняет BlackBerry на американском рынке.

slaid_7.jpg

Где сидят ваши пользователи, знаете только вы. Данные TNS с конференции «День бренда», представляющие небольшой анализ по России, позволяют узнать, действительно ли люди перешли в приложения. Да, в России это совершенно точно происходит. Даже для электронной почты, не говоря уже о новостях, социальных сетях – это так.

slaid_8.jpg

Аналитика по мобильному использованию приложений достигла гигантского уровня – можно узнать все, что вы хотите, срезы по совершенно разным вещам. Например, данные одного американского ритейлера говорят о том, что более трети времени (35%), люди пользуются мобильными приложениями в ванной и в туалете. И это означает, что вам нужно думать о том, как сделать мобильное приложение удобным для того, чтобы лежа в ванной, держа планшет на вытянутых руках, человек легко мог воспользоваться вашим сервисом.

Что же со всем этим делать?

Особенно интересует этот вопрос веб-разработчиков, которые думают, как же быть теперь в современном мире, если мобильная реальность пришла, а они раньше делали сайты. Можно использовать веб-технологии для того, чтобы создавать приложения, можно использовать PhoneGap, Browser Control. Выбор стратегии развития компании в эпоху мобильности – актуальная проблема, над которой всем еще предстоит подумать. И Windows 8 и новые браузеры Firefox OS, Chrome OS делают все, чтобы разработчики чувствовали себя комфортно. Чтобы все, зная HTML-скрипт, могли спокойно сделать нативное приложение, без использования других языков разработки, без использования Sharp, С++ и прочих. Это пока возможно не на всех платформах, но все больше систем начинает поддерживать такую технологическую идеологию.

Мобильность не должна быть отделена от другого продукта, это всего лишь среда, в которой работает ваш сервис, а браузер – это другая среда, но в ней также работает тот же самый сервис. Как ситуация будет развиваться дальше никто не знает, скорее всего сайты останутся и будут развиваться, также как это будет и с приложениями. Важно лишь находить оптимальные решения для компании и для пользователей.