Яндекс.Диск - «облачная» новинка от Яндекса: первый опыт использования


Яндекс.Диск - «облачная» новинка от Яндекса: первый опыт использования
15.04.2012

Обзор облачного сервиса синхронизации для разных устройств Яндекс.Диск: мнение пользователей.

В начале апреля Компания Яндекс сообщила о запуске нового бесплатного сервиса для удаленного хранения файлов Яндекс.Диск.

Новинка представляет собой облачный сервис для хранения документов различных форматов и работы с ними с любых устройств, будь то ноутбук или смартфон. Все файлы, хранящиеся на сервисе Яндекс.Диск, проверяются антивирусной программой Dr.Web.

В первые недели после запуска сервис работает в режиме бета-тестирования и доступен лишь по приглашениям (заявку можно подать на стартовой странице сервиса).

Тенденция к интеграции сервисов и хранению файлов «в облаке», столь характерная для «больших» игроков интернет-рынка сегодня, не обошла стороной и компанию Яндекс, таким образом, на данный момент Яндекс.Диск - это бесплатный сервис, который предоставляет пользователям:

  • понятный русифицированный интерфейс – именно это выгодно отличает сервис от западных конкурентов.
  • до 10 гигабайт дискового пространства (для сравнения, нерусифицированный Dropbox предоставляет новичкам лишь 2 Гб своего хранилища, а чтобы заполучить заявленные 16 Гб нужно привлечь в систему немалое количество пользователей). Справедливости ради отметим, что и в Яндекс.Диске заявленный объем дискового пространства доступен не сразу: изначально пользователю доступно лишь 3 Гб, дополнительные 2 Гб предоставляются после загрузки в систему нескольких файлов, еще 3 Гб – после установки приложения сервиса на ПК и мобильные устройства и еще по 2 Гб дискового пространства предоставляется за рассылку уведомлений о новом сервисе от Яндекса другим пользователям.
  • доступ к веб-версии Диска (вкладка «Файлы» в Яндекс.Почте);
  • программу Яндекс.Диск для Windows или Mac OS X;
  • Диск, встроенный в мобильное приложение Яндекс.Почта для телефонов на базе iOS и Android;
  • возможность применять Диск в разработке своих и использовании сторонних приложений и программ, предусматривающих наличие протокола WebDAV, который позволяет работать с файлами на сервере и выполнять обычные действия с ними: чтение, запись, удаление файлов и т.д.

Установка программы

Прежде, чем приступить к рассказу об установке программы отметим, что на некоторых ПК, работающих под управлением Windows 7, с установкой приложения ЯндексДиска возникают трудности, однако разработчики пообещали решить данную проблему в ближайшее время.

Теперь – непосредственно об установке: программу Яндекс.Диск для Windows или Mac OS X можно скачать на странице disk.yandex.ru/download. После загрузки установочного файла на компьютер следует запустить программу установки, кликнув по значку с изображением летающего Диска. После соответствующего подтверждения запуска файла пользователем начнется автоматическая загрузка и установка Яндекс.Диска.

По завершении установки приложения пользователь обнаружит папку «Яндекс.Диск». По умолчанию она располагается по адресу C:\Пользователи\Имя_пользователя\YandexDisk. Изменить расположение папки можно в настройках программы.

Особенности сервиса

Всё, что будет попадать в папку «Яндекс.Диск», автоматически сохранится на Диске и станет доступно с других компьютеров, мобильных устройств (в том числе на Android и iOS) и через веб-интерфейс. Так, если установить приложение сразу на несколько устройств – все изменения в папке «Яндекс.Диск» будут мгновенно синхронизироваться.

Также пользователь может разбивать файлы на папки и делать их общедоступными. Это предоставляет ему весьма выгодную возможность не только мгновенно передавать файлы другим пользователям, но и для того, чтобы быстро «показать» нужный файл коллеге или товарищу через веб-интерфейс.

Напомним также, что Яндекс уже довольно давно и успешно позволяет своим пользователям загружать и хранить файлы размером до 5 Гб на бесплатном хостинге «Яндекс.Народ.ру». Однако, в отличие от Яндекс.Диска, срок хранения файла на «Народе» ограничивается тремя месяцами с момента загрузки (в случае необходимости его приходится продлевать дополнительно), кроме того, загрузка документов на «Яндекс.Народ.ру» производится исключительно «вручную», а файлы не имеют возможности автоматической синхронизации.

На сегодняшний день «облачный» Яндекс.Диск глубоко интегрирован с почтовым сервисом Яндекса: он позволяет работать с почтой и вложениями из писем через веб-интерфейс. Более того, объем дискового пространства не расходуется на работу с почтой, а в разделе «Почтовые вложения» можно быстро находить аттачи к письмам по типам файлов, дате отправки/получения, адресу или имени отправителя. При этом, чтобы загрузить на Яндекс.Диск файл вложения вовсе не обязательно находить и открывать письмо – все аттачменты попадают в папку автоматически.

Поделиться ссылкой на файл из веб-интерфейса можно, выбрав нужный файл в списке и установив переключатель, расположенный внизу страницы в положение «Доступен другим». После этого владелец приложения получает возможность скопировать ссылку, отправить ее друзьям или разместить в социальных сетях. Копия опубликованного файла появится в папке «Опубликованные», а пользователь в любой момент сможет «скинуть» своим друзьям ссылку на страницу скачивания файла (по умолчанию она доступна только пользователю и тем, кому он сообщал ее адрес).

Также представители Яндекса предупреждают: если ссылка будет размещена в публичном месте (например, в социальной сети или на форуме) - она станет доступной для индексации поисковыми машинами и её смогут увидеть все интернет-пользователи.

Что же касается поиска по всем файлам, опубликованным разными пользователями, то его на сервисе пока нет, и проверить, кто и где опубликовал тот или иной файл можно только в основной выдаче Яндекса (соответственно, после индексации). Вот почему разработчики сервиса настойчиво просят пользователей лишний раз задуматься перед тем, как ставить переключатель в положение «Доступен другим» напротив какого-нибудь очень личного или очень важного файла.

Итоги тестирования глазами пользователей

Первое, что бросилось в глаза в ходе тестирования – это то, что приложение пока никак не приспособлено для работы с iPad, и считать удобным работу через клиент Яндекс-почты для iPhone нельзя. Точно так же не удалось найти никаких следов Яндекс.Диска в lite-версии почты. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем функционал сервиса будет дорабатываться.

Что же касается особенностей работы с Яндекс.Диском со стационарного ПК при хорошем интернет-соединении – то здесь нареканий нет: все очень удобно, логично и быстро. Также приятно, что прямо в проводнике в один клик можно получить ссылку для предоставления публичного доступа к любому из своих файлов.

В целом же, можно с полной уверенностью утверждать, что «облачный» сервис от Яндекса вполне перспективный и конкурентоспособный проект, имеющий серьезный потенциал развития в России и странах СНГ. Ведь сегодня весьма актуальна проблема обеспечения быстрого и удобного доступа к файлам с различных устройств, особенно в условиях медленного или прерывающегося интернет-соединения. Не менее приятно и то, что отечественный сервис стартовал раньше, чем давно обещанное «облачное» хранилище Google Drive.

Обзор подготовила Анастасия Матвеева